the north. story
19 декабря 2016

main-3_001

Увидеть северное сияние. Три года эта мечта была первой в списке.

Когда в начале декабря заговорили о том, куда отправиться на новый год, вариант поездки на север был настолько всеми принят, что даже думать не пришлось. Оставалось всего две недели, и чисто в порядке бреда решили поехать в Кировск, а затем через Мурманск в Териберку.

Долго думали как добраться и где жить. Мы уже были в тех местах в августе, год назад. Но зимой всё иначе, взамен полярному дню — приходит полярная ночь, и идеальная температура в плюс 20 опускается до минус 40. Вариант с палаткой точно не подходит, а ехать автостопом 1500 км втроем в полярную ночь в минус 40 — это очень плохая идея.

Ещё сложности добавляло то, что нужно попасть в хорошую погоду и сильную геомагнитную бурю, чтобы увидеть сияние. Плюс состыковаться с автобусом, который ходит из Мурманска в Териберку три раза в неделю и только одним рейсом, в пять вечера.

Мы решили по мере поступления разбираться с проблемами, поэтому утром 28 декабря я приехал в Киев, откуда с Афоней погнали автостопом в Питер.

Как сказал Афоня: когда мы отправлялись, я был готов умереть!

В двух словах — это было холодно и мокро, не успели мы выехать из Киева как уже лил ледяной дождь под которым мы простояли три часа, после чего попали под снегопад, из-за которого перекрыли основную трассу. Идея ехать из Питера в Мурманск автостопом казалась всё более больной и что мы вообще там умрем.

Так мы добрались до Питера, встретились с Настей, отметили новый год и начали готовиться ехать дальше.

вообще вся наша поездка длилась две недели, но я расскажу про главные три дня.

03.01

Мы выехали из Питера автостопом третьего января.

У нас не было другого выбора, все предыдущие дни мы смотрели только три сайта: погода, бла-бла кар и сайт с прогнозом геомагнитных бурь. На бла-бла каре машины или ехали не совсем по пути, или не в тот день, или не могли нас втроем взять, или ещё сотни причин. Приходится ехать автостопом, если мы вообще хотим дойти до конца и увидеть сияние, раз уж начали.

Погода по прогнозам внезапно испортилась, и с минус 1 опустилась до минус 25, а геомагнитная буря ожидалась только 6 января, то есть через три дня. Знали точно мы только одно — впереди нас ждет пасмурная и холодная неделя, как потом оказалась самая холодная за последние несколько лет.

Рано утром под очень сильный снегопад мы стоим на трассе, втроем с большими рюкзаками. Я не знаю как нас брали, ещё и по такой погоде. Было довольно сложно, темнело очень рано и из-за снегопада не было видно абсолютно ничего. Водители ориентировались только по задним фарам машин.

Мы едем уже 10 часов. Очень хочется спать, а снегопад всё сильнее, в какой-то момент меня просто вырубает. Снится сон как мы бегаем по побережью и ловим сияние. Всё это выступает как некий переходный период — середина пути, середина истории. Ты не очень уверен в том, что получится, но всё равно едешь с крохотной надеждой, что в итоге всё будет круто, что все эти испытания не зря. Мысли и переживания перевариваются во сне, как вдруг стоишь на заправке, погода абсолютно безоблачная и смотришь на небо в надежде увидеть северное сияние. Состояние как ночью 19 декабря в детстве, когда просыпаешься в надежде что вот-вот, у тебя уже лежит что-то под подушкой, но на небе только звезды, да и их немного.

Доехали до Карелии, первый день прошел и мы уже немного ближе к полярному кругу. Нас высадили у заправки, водитель хотел спать и дальше ехать не мог, было 10 часов вечера, снегопад закончился.

uOTKmAIkeLw

Температура около -25, впереди целая ночь, и не факт, что мы уедем отсюда в ближайшее время. Но нам больше ничего не остается как пытаться стопить дальше.

Афоня разжег костер в лесу, я прыгал в снег, Настя танцевала. Так мы простояли 10 часов под фонарями у заправки, часть из которых то мерзли на дороге, то дремали в кафе на заправке, когда проснулись работницы угостили нас блинами и мы снова вышли на дорогу.

04.01 Кировск

9 утра. начинает светать, машины ездят уже немного чаще, чем никогда, но никто не останавливается. Мы знатно замерзли, как вдруг останавливается машина, и нам очень повезло, как раз едет до Кировска, по дороге выясняется, что чувак может сдать нам свою вторую квартиру — вообще идеально.

Приехали, заселились, это была однокомнатная квартира, где не было ни че го, кроме кухни и одной комнаты со шторами и зеркалом. Но выбирать не приходилось, главное что было тепло и вообще крыша над головой.

Погода безоблачная, поэтому вечером мы поехали к горному озеру в надежде поймать сияние. Долго ходили среди леса и искали дорогу, как вдруг увидели небольшие вспышки на небе. На самом деле, не то чтобы вспышки, просто очень яркие облака бледно-зеленого цвета, которые когда фотографируешь становятся ярко-зелеными.

И думаешь: серьезно? Вот об этом я мечтал три года, весь декабрь жил мыслями об этой поездке, забив на все остальные планы, и ради этого мерзли 10 часов на дороге? В тот момент хотелось просто поехать домой.

Мы дошли до дороги, сфотографировали гору, у которой год назад жили в палатке, вернулись домой и легли спать кучкой на пол. Наконец-то выспались.

IMG_1831-(2)

05.01 Кировск

11 утра, рассвет в Кировске плавно переходит в закат, мы ведь за полярным кругом и солнца здесь уже нет, а есть только эти красивейшие облака, которые сопровождают тебя часов пять. Мы поехали смотреть на это все с горы.

Пробрались на подъемник и попали наверх. Нереальная красота и нереальный ветер, продувало очень и очень сильно, а мы радостно бегаем в надежде согреться, прячемся за камень, переводим дух, фотографируем и снова на подъемник.

zq6DiW98_AQ
IMG_1872_000-(1)

Едем вниз, встречаем Нику, которая приехала из Питера, катаемся по склонам и едем домой.

06.01

Это было 6 января, по прогнозу самый холодный день, но и самый ясный, а ночью должна быть геомагнитная буря, что дает крохотную надежду увидеть всё-таки настоящее северное сияние.

Утром этот же парень, владелец квартиры, вывез нас на трассу в Мурманск, до которого 200 км, на улице тем временем -40. По пути водители сами останавливаются, предлагая подвезти и спрашивая какого вообще черта мы на дороге в такой холод.

Мурманск.

У нас с Афоней есть традиция, когда стопом приезжаем куда-либо, сразу идем в макдоналдс и берем биг мак меню с сырным соусом. Поэтому как только приехали, бежим в самый северный макдоналдс в мире, а потом садимся в автобус на Териберку.

Пока искали автобус нам сказали что не стоит испытывать судьбу, мы там останемся надолго или застрянем по пути. Там снегопады, отключили электричество и вообще умрем. Это было забавно, да и нам наплевать. По пути пытаемся придумать что нам делать, потому что приедем мы в 10 вечера, а там нет ничего, вот серьёзно. Есть только очень уютный гостевой дом, но для нас довольно дорого это дело.

Через четыре часа мы на месте, решаем выходить там же где и все, а идут все в тот самый гостевой дом. Мест для нас не осталось, но нам снова повезло, нас не выгнали и разрешили переночевать бесплатно на втором этаже. А там тепло, диваны и телевизор, что в сто раз уютнее, чем в квартире в Кировске. Нам вынесли постельное белье и открыли номер где мы приняли душ.

06.01 вечер

Вот и он, тот самый вечер, когда по прогнозам было ясно и ожидалась геомагнитная буря с десяти до часу ночи. Это тот самый момент, ради которого мы ехали преодолевая эти трудности, если сегодня ничего не будет — всё зря.

Я гуляю рядом с домом в надежде увидеть сияние. Всё это время надо мной серое облако, и в течение пяти минут оно никуда не двигалось, да и погода ясная, всё понятно. Через пять минут мы бежим к берегу океана, а на небе тем временем сверкает всё активнее.

Это было то самое северное сияние. В действительности оно очень своеобразное, не такое яркое и зеленое как на фото, но по-своему прекрасное — живое, переливается и сверкает вспышками, как пыль разлетается вокруг. Следующие четыре часа мы бегали по побережью, не веря тому что происходит у нас над головами и что в итоге всё получилось, мы там где хотели быть.

В какой-то момент я сел на камни и просто смотрел вверх. Сидел, черт возьми, на камнях на берегу ледовитого океана, где впереди одни айсберги и северный полюс, а надо мной творятся чудеса, что сложно осознать, а уж тем более передать словами. При этом было невероятно холодно, руки и вся техника замерзла.

До конца не веря произошедшему мы пришли домой, где пили вино, слушали Боуи, грелись в душе, выбегали в трусах на улицу, прыгали в снег и бесились до четырех утра. Кажется, это был один из лучших дней в моей жизни, если не лучший.

IMG_2019(2)

07.01

Ещё день мы были там, уже спокойно гуляли, произошло то, ради чего всё это было сделано, очень хорошее чувство. Без какой-либо подготовки мы преодолели эти холодные и долгие 3000 км на край света.

Ещё Афоня снял видео, которое лучше всего передаст настроение.

И здесь вроде как должен быть какой-то вывод, но его не будет. Как говорится: если очень захотеть, можно в космос полететь.

Это была самая артхаусная и самая крутая поездка в моей жизни. Афоня, Ника, Настя, вы крутые, спасибо.

aurora

h5guqSN-p9I
YeaAygJCFws
224

фото: Паша Иткин, Афоня Чавдик, Настя Барашкова.