август.

Лето подходит к концу. Мы с Афоней очень хотим куда-нибудь поехать, но оба заболели. Почему-то, именно в этот момент, поехать на Эльбрус нам кажется лучшим решением. Через две недели, без какой-либо подготовки, проводника и опыта серьезных восхождений, но с кучей прочитанных историй и изученных карт, мы выходим на трассу. Ах да, у каждого из нас всего по 100$ в кармане.

1300 км, два дня автостопа и мы в Пятигорске. Зависаем на крыше, спим, затем едем в Терскол. Именно из этого посёлка начинается восхождение.

Эльбрус — бывший вулкан, имеет две вершины — Западную (высотой 5642 м) и Восточную (5621 м). Наша цель — Западная вершина. Во-первых, она выше, а во-вторых, самый простой, классический маршрут из Терскола на Эльбрус ведет как раз на нее. Два дня проводим в поселке, делаем акклиматизационные выходы к водопаду и на гору Чегет. Здесь — всё, дальше нас ждет Эльбрус.

— Вы хоть знаете чем авантюра отличается от предприятия?

Примерно таким вопросом нас встречает группа альпинистов, когда узнает, что мы идем вдвоем, без опыта восхождений. Конечно, нам рассказали в чем разница, после чего я решил, что у нас авантюрное предприятие и мы смело идем в сторону Эльбруса. С этого началось наше восхождение.

Забавно, но между нами и этими альпинистами тоже было одно большое отличие: они только что спустились с горы и не взошли на вершину, а мы через четыре дня окажемся там. На Эльбрусе всё зависит от двух факторов — погоды и самочувствия. Если повезёт и звёзды сойдутся, зайти не составит труда. Ну, нам так казалось.

Поэтому, первым делом мы регистрирумся в МЧС, что в последствии нам пригодилось.

Эльбрус.

Поднимаемся по канатной дороге до станции «Мир» (3500м), оттуда пешком набор высоты 300 метров до «Верхних бочек», где мы ставим палатку. Впереди нас ждут те самые четыре дня, ради которых мы здесь и заветная дата — 3 сентября, именно в этот день должна быть благоприятная погода.

Расписание такое:

день 1: акклиматизационный выход до «Приюта 11» (высота 4700м) и обратно на «Верхние бочки» (3800м)
день 2: выход на высоту 5000м (потестить самочувствие, если всё в порядке, значит можно пробовать взойти) и снова обратно
день 3: отдых
день 4: штурм

Но Эльбрус не был бы Эльбрусом, если бы всё было так просто. 2016-й год был рекордным по количеству жертв — 50. В среднем в сезон Эльбрус забирает около 20 жизней: как начинающих, так и опытных альпинистов. Поэтому там шуточки не шутят.

У бывшего вулкана своя погода. Когда везде солнечно и ни одного облака, гору окутывают черные тучи. Мы в этом отлично убедились двумя днями ранее, во время акклиматизационных выходов на гору Чегет.

Вокруг ничего не видно. Ощущение, что мы на маленькой планете окутанной облаками. Каждый день мы проверяем погоду и следующие две ночи, судя по прогнозам, будут не самые приятные.

Первое утро.

Проснулись, палатку засыпало большим слоем снега. Ещё вчера снега не было вообще. Вышли на прогулку к приюту 11, спустились, поели, лежим отдыхаем, вокруг тишина и спокойствие.

Теперь представьте себе вечер, обычный тихий вечер в горах, на высоте 3800 м. Абсолютное спокойствие, уже темно и слышно только лёгкое завывание ветра где-то внизу, на леднике. Через десять минут облака в долине начинают каждую секунду сверкать и подниматься вверх, но здесь по-прежнему тихо и спокойно, только теперь нет ветра. Оглянувшись видим облако, которое стремительно летит на нас и за десять секунд накрывает всё вокруг.

Начался сильный ветер с грозой, пошел град, в экстренном режиме переносим все вещи из палатки в контейнер с кухней, сооружаем там кровать из лавочек, делаем себе чай и надеемся, что палатку не разорвёт на части и не унесет на ледник вместе с приютом, где мы находимся.

Сам контейнер начинает трясти. ветер 60 км/ч, разные камни и доски на улице врезаются в его стенки, град бьёт со всех сторон, а молнии настолько близко, что слышно эти удары. Мы в самом центре грозы, прямо в облаке. Сильное чувство, если бы не палатка на склоне, к которой нужно выбегать и смотреть, всё ли с ней в порядке, чтобы не лишиться вещей вместе с ней, к тому же, палатку во время грозы могло завалить камнями. И вот так две ночи к ряду. Что же творилось вокруг нас в тот момент сложно передать, просто представьте себя внутри грозового облака.

Если видели фильм эверест, вот она, один в один:

На следующий день мы узнаём, что это была самая сильная гроза за последние годы, плюс к этому сошла сель, во время которой в двух местах размыло единственную дорогу к приэльбрусью, порвало газовую трубу и погибло несколько человек. Теперь мы и ещё тысячи человек заблокированы в приэльбрусье, об этом активно пишут СМИ.

Но с этим потом разберемся, на горе все отлично. Так получилось, что саму вершину мы увидели только на шестой день, когда распогодилось после двух ночей апокалипсиса. В итоге, как бы странно не звучало, нам очень повезло с погодой, следующие три дня были максимально теплыми и солнечными, как будто Эльбрус решил устроить испытание.

Но на всякий случай мы решили дальше жить в этом контейнере. Кроме нас в приюте больше никого не было, только лисица, не понятно, откуда она взялась на такой высоте. Кухня была полностью в нашем распоряжении, теперь у нас есть удобная кровать, электричество и тепло. Идти от нашего приюта до вершины 11 километров, с набором высоты почти 2 км, что сравнимо с подъёмом на 400 этажное здание, только по мокрому снегу. Нужно набраться сил.

Следующий день мы ничего не делаем. Гуляем, смотрим как люди тренируются, соревнуемся кто куда попадёт снежкой, слушаем музыку, пьем чай, спим — идеальный день.

Вечер перед штурмом.

Самое волнительное время, как перед новым годом в детстве, ощущение чего-то магического, ведь мы сюда столько ехали ради этой ночи, будет обидно, если ничего не получится. Поставили будильник и легли спать, нам нужно проснуться в десять вечера и начать готовиться, все выходят в час, но так как мы намного ниже, нам нужно выйти в 12.

Но мы проспали. Это был первый раз, когда я перепутал время в 12-ти часовом формате на телефоне и поставил будильник на десять утра, вместо десяти вечера. Дальше сцена подготовки, быстрый монтаж как в боевиках перед финальной битвой.

У Афони не было перчаток, а у меня только две пары (в идеале надевать две пары сразу), вместо перчаток вторым слоем у нас были шерстяные носки, в качестве утепления ног несколько мусорных пакетов. Берем еду, воду, баф, очки, перчатки, надеваем кошки и все десять раз перепроверяем. Ночью безумно холодно и ветрено, поэтому даже самая мелкая деталь может заставить тебя пойти обратно. Это можно сравнить с выходом в открытый космос — идти всю ночь, нужно проверить всё ли застегнуто, закреплено и на своих местах, потому что перевязывать кошки ночью на морозе не самая лучшая идея.

Вот мы на улице, на склоне сотни фонариков, а мы ещё даже не в месте старта, потому что шли от верхних бочек, а не от приюта 11 или МЧС откуда обычно все начинают восхождение. Звезд дохрена и больше, тишина и никого нет, точно другая планета.

По пути застопили ратрак и попросили довезти хотя бы до Приюта 11. Обычно на них возят группы до скал Пастухова (4700 м) за кучу денег. А на высоте 5000м как раз один такой сломался и стал ориентиром, после чего на такую высоту больше не возят.

Нас высадили, ещё раз посмотрели вокруг. Дальше только мы и склон. От нас нужно всего ничего — идти вперед и вверх, стараясь ни о чем не думать, чтобы не сбивать дыхание. Мы на высоте больше 4100м, кислорода намного меньше и каждый следующий шаг дается сложнее.

Поэтому я просто считал шаги, серьезно, после каждого десятого шага хочется сесть и отдохнуть минут пять. Но так дело не пойдёт, приходится считать хотя бы до ста и меньше отдыхать. И снова. Всю ночь до рассвета, часов пять подряд.

Начинает светать, мы дошли до ратрака, высота 5000м, пока всё по плану. Но это всего лишь половина маршрута. Здесь Афоне стало плохо и он решил подождать. Поэтому дальше я пошел один.

Думал, что это не закончится никогда. По той же схеме: делаю 100 шагов, отдыхаю, потом 75, 50, 30, так дошло до десяти. Теперь нужно идти не вверх, а вперед, но тропа уходила дальше и дальше, за новые повороты. Ноги утопают в талом снегу по колено, и конечно же, кошки начинают спадать, их нужно как-то перевязать. Но в этом месте если упадешь — скатишься в самый низ на ледник. Кое-как затянул, идем дальше.

Начинает вырубать, я уже вижу сны на ходу. Спустя несколько часов дошёл до седловины (место между двумя вершинами, здесь решаешь куда идти, на западную или восточную вершину), и увидел, что нужно снова идти вверх, когда уже не мог идти даже по прямой. Здесь все отдыхают перед финальным рывком. Увидев это, я прилег отдохнуть и заснул. Отоспавшись минут 20, выпил воды и пошел к подъему.

Последние 300 метров.

В голове была только одна мысль, что было бы глупо пойти обратно, раз так близко до вершины. Это финальный рывок, самый сложный и опасный набор высоты, но сил уже совсем не было. не говоря о том, что потом возвращаться столько же, сколько мы шли с 12-ти ночи.

На автопилоте начал идти дальше и примкнул к группе, чтобы сохранить темп и дойти. Следующий час я видел только пятки проводника группы и радовался, что мне не нужно думать какой ногой ступать и когда, я просто повторял за ним. Через час я был на вершине. Как только зашёл сделал всего одно фото и снова лёг спать минут на 40. Когда проснулся увидел Афоню, живого и здорового, он тоже взошел.

Вниз мы просто съехали по склону, не зря же ледорубы брали. В итоге весь подъем занял 12 часов, вниз спустились за 40 минут. Кажется, за это время мы успели трижды умереть морально и физически.

Последние пару километров шли по лужам и растаявшему снегу, кошки болтались в ногах, мы мокрые с головы до ног идем на нашу кухню. Очень хочется выпить горячий чай, что мы и делаем. Сидим молча, всё болит, а внутри так хорошо.

Зачем? Просто потому что самая высокая вершина в европе и входит в список семи вершин. Его высота 5642 метра. На 5642 метра ближе к звездам. После спуска с Эльбруса мы пошли в МЧС и нас на вертолете отправили в ближайший поселок, где дорога была целая. Через три дня мы были дома. Точно могу сказать что эта история не про покорение вершины, а про покорение себя. Мы вернулись уставшими и немного другими, это безумно крутой опыт.

И да, оно того стоило.

скриншоты выше и видео Афони.